СТАТЬИ
обложкамузеймемуарыкартины

Характеристика мемориального фонда
народного художника России А.И. Морозова.

Имя А.И. Морозова, нашего земляка, почетного гражданина города, мецената, народного художника России ивановцам, любителям искусства, хорошо знакомо.

Яркий и темпераментный поэт природы, глубоко современный художник, искусство которого несет людям эстетическую радость познания, красоты и силы природы - таким мы видим па выставках А. И. Морозова.

С 1986 г. Ивановский областной художественный музей не однажды знакомил ивановцев с творчеством этого удивительного мастера пейзажа. В 1986, 1990, 1996,1997 гг. открывались персональные выставки художника, где были представлены работы уже известные и экспонировавшиеся впервые. Коллекция, которую Александр Иванович завещал городу, значительно обогатила фонды Ивановского областного художественного музея.

Наряду с богатой коллекцией после смерти художника в музей поступил и его личный архив. Характерной чертой А.И. Морозова была бережливость. Он сохранил большое количество документов, которые представляют огромный интерес для будущих биографов художника, исследователей его творчества, жизни, такой насыщенной, долгой и интересной. Коллекцию документов можно разделить на несколько тем или разделов. Это, прежде всего, документы о его учебе в Иваново-Вознесенске и в Москве. Сохранилось удостоверение № 142 А.И. Морозова, окончившего Иваново-Вознесенскую рисовальную школу (1915-1918 гг.), удостоверение студента Государственных художественно-промышленных мастерских (1918-1922 гг.), свидетельство об окончании Рабфака искусств при ВХУТЕМАСе (1922-1926 гг.), диплом художника станковой живописи, закончившего в 1930 г. живописный факультет ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа.

Для нас, ивановцев, интересна группа документов, рассказывающая о его работе на предприятиях города Иваново-Вознесенска, Это справки, удостоверения, пропуска, командировочные удостоверения. Мы знаем, что после учебы в Иваново-Вознесенской рисовальной школе он работал копировщиком чертежей на фабрике товарищества Ситценабивной мануфактуры, в отделе Губторфкома, на Сахтышском болоте. Учась в Москве и приезжая на каникулы. Практиковался уже в качестве рисовальщика на Петрищевской мануфактуре (24.08.24), на Куваевской ситценабивной фабрике (30,05.25), на БИМе (6.06-1.07.25).

Поэтому в его архиве мы находим и несколько кроков для ивановских ситцев - с геометрическими рисунками, зимний мотив, стилизованные полевые цветы. В своих воспоминаниях Александр Иванович говорил, что мотивы для своих кроков он искал в природе. Уходил в лес, в поле, и природа давала ему материал для работы.

Часть документов рассказывает об общественной работе А.И.Морозова, как активного комсомольца в 20-е годы. В Воробьеве-Глинищеве, где он вступил в комсомол, он участвовал в подготовке стенгазет, учась в Москве, оформлял клубы, демонстрации. Будучи на практике в 1928-29 гг. в Кинешме, вел изокружок, оформлял клуб фабрики Томна, получил прекрасные характеристики. Сохранились его рекомендации в РКП(б), ВКП(б) 1925-1929гг. Уже в 50-60 гг., живя в Москве, много лет отвечал за озеленение городка художников на Масловке.

Большая коллекция документов рассказывает о его отношениях с различными творческими организациями: музеями, Союзом художников, Учпедгизом, где он выполнял заказы учебных картин к урокам географии. Здесь письма, заявления, просьбы, протоколы заседаний, книги отзывов о его работах с выставок. Просматривая их, видишь, как непросто складывались его отношения с чиновниками от искусства, Интересны протоколы заседаний художественного Совета «Всекохудожника» в 1936-37гг. Как настойчиво и своеобразно Морозов, начинающий художник, отбивался от нападок, замечаний по поводу своих картин. В этих документах мнение коллег о творчестве Морозова. Находим и слова одобрения, и восхищения, и удивления, и замечания, и неприятия. Так 1937 году очень бурно проходило заседание Художественного совета о работе Александра Ивановича «Буксир в затоне». Дейнеке не нравился грязно-серый снег на берегу Волги, темные трупы баржи. Морозову предлагали учесть замечания, что-то поправить в работе, на что автор ответил: «Я должен сказать, что переделывать не буду. Я всегда делаю с натуры. Как она получилась, так она и останется. Я могу принести и другие вещи, а поправлять не буду. У меня если недостаток есть, то он так и остается.

Т.Дейнека - Какое же время Вы писали этот небольшой холст?

Т.Морозов - Я писал четыре часа. Я всегда так делаю.

Т.Дейнека - Нельзя с натуры четыре часа писать. Здесь меняются все цвета. В серую погоду можно один час писать.

Т.Морозов - В серую погоду можно писать целый день. Конечно, это зависит от человека. Если я утром начну, то буду писать до вечера».

Работа не была принята. А позже неоднократно экспонировалась на выставках, всякий раз поражала мощной живописью, силой изобразительного языка, монументальностью и точно угаданным и переданным мрачным настроением целой эпохи. Сейчас эта работа - одна из ценнейших в музейном собрании. Она входит в серию, посвященную Волге, создававшуюся в 1936-38 гг. в Кинешме.

Среди документов очень много заявлений разного характера: официальные заявления в МОСХ с просьбой помочь с организацией персональных выставок, просьбы разрешить работу на пленэре в разных районах Москвы (1940-60-с п.); заявления бытового характера: с просьбой вы делить мастерскую для работы, квартиру, жалобы в милицию на соседей, «мешающих» ему кормить птиц во дворе; заявления с просьбой вернуть картины с выставок, так как «не продаются».

Бережно сохранил Александр Иванович большую переписку с многочисленными знакомыми, близкими ему людьми, родными. Очень много писем от сестры Серафимы из Иванова. Из переписки видим, что Александр Иванович постоянно помогал своей матери, а после ее смерти - сестре Серафиме. В первые годы после войны Александр Иванович высылает денежные переводы на ремонт дома, хотя сам жил очень тяжело. Зарабатывал немного, так как свои работы он продавал очень неохотно.

Сохранились письма М.М. Вихман, дочери врача М.С. Вихмана, в семье которого Саша Морозов часто бывал в детские, а потом в юношеские годы. Судя по их переписке, они любили друг друга трогательно и нежно и сохраняли эти чувства долгие годы, хотя судьба развела их по жизни в разные стороны.

Особой гордостью музея является переписка А.И. Морозова и В.И. Цветаевой. В 1923 г. Александр Морозов стал посещать Государственные курсы «Искусство движения», которые вела В.И. Цветаева при Москпрофобре. В основном сохранились письма Валерии Ивановны, которые она писала на почтовых открытках:

«Шура, здравствуй!

Вот и лето; вот и мокрый и холодный май ушел. Все буйно зелено, и будто, погода теплеет и дожди отходят. С апреля я в Тарусе, о Москве вспомнить противно. 12.06 тем не менее, необходимо мне ехать в Москву, пробуду там дня 4-5 и обратно. Так вот сейчас тут буйные заросли сирени в цвету, а дальше одно за другим пойдет цвести и Ока рядом, хоть целый день у воды сиди. Хочешь поглядеть на милые здешние места? Поленово, и др. уч. окрестности Тарусы - то звони К 799-51 и едем со мною. Ничего с собой не тащи, кроме профессионального снаряжения, Никто тебя не будет тревожить и отвлекать, надоедать. У нас при доме работящая старуха, да мы с Серг. Иасоновичем. Если надумаешь, то звони только не 14-го этот день не буду дома до ночи, а ехать либо 15-16-го еще не знаю. Здоров ли ты? Как твои четвероногие? Искренний привет!

В. Цветаева» (13.06.55)

Очень важными для музейщиков, будущих биографов Морозова, являются его дневниковые записи, воспоминания о своей жизни, аудиокассеты, на которых записаны голос художника, его песни, игра на балалайке, воспоминания о себе.

Значительное место в архиве занимают документы по присвоению почетных званий А.И. Морозова, приветствия, поздравления от организаций, частных лиц, грамоты, благодарности, награды.

Большая часть в архиве художника отводится газетам, журналам с 20-х годов до сегодняшнего дня. Буклеты о самых разных художниках, выставках, открытки, приглашения, монографии; библиотека А.И. Морозова - это книги, подаренные ему музеями, частными лицами, зрителями на его выставках. Много книг по искусству он приобретал сам.

Кроме документов, в музей поступил огромный фонд фотографий Большая часть - это фотографии с его работ. Много фотографий, запечатлевших образ художника в быту - в квартире и мастерской, в саду на Масловке со своими питомцами: кошечками, птицами, курицей Фарнариной: с друзьями па отдыхе, на встречах со зрителями в выставочных залах; богатый портретный фонд; фотографии родных. Этот материал даст возможность увидеть образ этого человека - задумчивого, веселого, озорного, заботливого, увлеченного, понять его характер.

Музей получил весь мемориальный фонд художника. Мы собрали все вещи, предметы, окружавшие А.И. Морозова при жизни: музыкальные инструменты, балетную пачку, одежду, посуду. В его квартире собирались предметы на первый взгляд случайные, странные, но для Морозова они были интересны. И последнее время, окидывая взглядом свою квартиру, он иногда говорил: «Все здесь для меня привычное, знакомое, близкое. Меня окружают вещи, к которым я привык и мне здесь спокойно».

Однажды коллега А.И. Морозова скульптор Г.П. Левицкая назвала квартиру художника натюрмортом. Это очень точная характеристика быта художника.

Вот от этой характеристики мы, музейщики, и должны отталкиваться, строя экспозицию музея творчества народного художника России А.И. Морозова.


Л.П. Соловьева. Краеведческие записки. Сборник статей., 1997.


~ обложка ~ музей ~ мемуары ~ картины ~ статьи ~

Copyright © 2002 г. Музей народного художника России А.И. Морозова

Hosted by uCoz