СТАТЬИ
обложкамузеймемуарыкартины

Вступительная статья к каталогу выставки А.И. Морозова

Персональная выставка произведений заслуженного художника РСФСР Александра Ивановича Морозова - итог пятидесятилетнего творческого пути мастера.

Впервые широкий зритель познакомился с работами Морозова в 1935 году, когда на выставке в Москве были показаны его сорок произведений. В этих работах раскрылись особенности таланта художника и его творческого метода, ярко и смело прозвучала поэтическая основа романтического восприятия природы, любовь к живописи широкой, колористически богатой и сложной. Выставка явилась результатом напряженного пятилетнего труда молодого художника, окончившего Вхутемас-Вхутеин в 1930 году.

В этой художественной школе 20-х годов сформировались основные принципы искусства целого поколения советских художников, характерным представителем которого, при всем своеобразии личности, был и Морозов. Педагогическая система Вхутемаса оказывала огромное влияние на учащихся. В живописи, графике, архитектуре оно проявлялось в очень специфических формах. В частности, в живописи оно выразилось в том, что у большинства студентов было развито тонкое чувство цвета, которое определяло особый свободный экспрессивный характер большинства вхутемасовских живописных произведений. Правда, у Морозова, в отличие от многих товарищей по факультету, уже учебные работы обладали строгой формой и точным рисунком.

Пройдя школу живописи у таких истинных поэтов цвета и тонких мастеров колорита, как К. Истомин, А. Древин, И. Машков, Д. Штеренберг, молодой художник углубил свое художественное воспитание пристальным изучением искусства многих русских и западных художников и, прежде всего, очень близких ему мастеров живописи - И. Левитана и К. Коровина, с одной стороны, и Д. Констебла, К. Коро, А. Дерена – с другой. Благотворное влияние искусства этих художников то очень ясно, то сложно, то еле уловимо сказывалось на многих произведениях Морозова.

Представленные на выставке пейзажи и натюрморты начала 30-х годов отличаются удивительной цельностью живописного решения и гармоничностью образов. Характерен в этом отношении пейзаж «Праздничный день в Петровском парке» (1932). Прошло уже более сорока лет после того, как я увидел его впервые, но и сейчас он производит сильное впечатление своим красивым «гобеленным» колоритом, бурным ритмом ветвей мощных деревьев, общим праздничным настроением.

Но были у Морозова в то время и более строгие по своим образам и более напряженные по живописи полотна. Живя на Масловке, тогда еще окраине Москвы, он первый и почти единственный художник среди сотен живущих в «городке художника» сумел воспеть этот уголок столицы. Огромные старые тополя Петровского парка, окружавшие со всех сторон деревянные домики и сараи, подсказали Морозову ряд интересных контрастных композиционных решений, помогли передать несколько суровый характер этих мест, особенно в осеннюю пору или ранней весной, с глыбами полустаявшего темного снега на улицах и крышах, с голыми сучковатыми, искривленными временем стволами деревьев. Таков один из лучших масловских пейзажей «Крыши» (1935). Холст написан смелыми, шириной в ладонь, мазками коричневых, серых и белых цветов, передающих особое, несколько тревожное, меняющееся состояние природы в это время года, с дождливым серым небом, мокрыми крышами и голыми деревьями.

Эта серия произведении Морозова рождена страстным напряжением чувств и большой любовью художника к тому, что окружало его, что он ежедневно видел из окна своей мастерской - бывшей застекленной террасы в деревянном доме. Даже в самом скромном пейзажном мотиве художник сумел увидеть своеобразную красоту и неповторимый облик этих улочек, но которым постоянно проходили люди, так и не видя в них ничего примечательного. Но Морозов, изображая этот полудачный, полугородской ансамбль, смог выразить свое восторженное, лишенное успокоенности и ленивой созерцательности восприятие природы.

После выставки 1935 года начался второй этап творческого пути Морозова, связанный более всего с незабываемыми переживаниями и напряженной работой на Волге. У всех, кто жил или просто побывал на Волге, навсегда остается свое особое ощущение красоты этой великой русской реки. Ее воспели тысячи художников, писателей и поэтов. Поэтому Морозову нужно было по-новому и по-своему передать те ощущения, которые родились у него при встрече с Волгой.

Три года подряд выезжал он на Верхнюю Волгу. Иго вдохновляла беспрерывная, пронизанная романтическим духом трудовая жизнь реки, та симфония, которая возникает при всплеске волн; скрипе весел, в густых тревожных гудках, разносящихся по широким водным просторам.

Особенно любил художник писать трудяг реки - пароходы, баржи, буксиры, их темную, обветренную, тяжелую массу и своеобразную «архитектуру». Характерен для этой серии большой пейзаж «На Волге» (1936), где свойственный искусству Морозова принцип обобщенной формы помог создать эпический образ, выразить торжественное состояние медленно и тяжело надвигающейся грозы, тревожную тишину природы перед наступлением бури.

И волжской серии Морозов закрепил ранее найденный им живописно-эпический стиль живописи. Он стремился, отвечая требованиям времени, к пейзажу-картине. Но, вкладывая в изображение природы всю силу темперамента и восторги перед мощью открывающихся явлений мира, он внес в нашу пейзажную живопись свой индивидуальный и неповторимый стиль, в котором экспрессивная живописная форма сочеталась со строгим конструктивным построением всех элементов картины.

Волжская серия вместе с более ранними работами была экспонирована на второй персональной выставке художника и Москве в апреле 1939 года. О ней Мартирос Сарьян писал в газете «Советское искусство»: «Молодой пейзажист Морозов - поэт природы. У него трепетное восприятие мира, живая, очень индивидуальная свежесть впечатлений, вкус к живописи... У него есть свой взгляд на природу, свое самобытное отношение к ней». Не случайно, что некоторые произведения Морозова на Всемирной выставке в Париже в 1937 году были отмечены почетным дипломом жюри.

В годы Великой Отечественной Войны художник соединил свою любовь к природе с переживаниями народа, героически борющегося с фашистскими захватчиками, написал ряд глубоко эмоциональных, патриотических произведений, среди них картину «Разгром вражеского аэродрома» (1943), где драматический образ ночного пейзажа пронизан ощущением тревоги.

В послевоенные годы в творчестве Морозова произошли заметные изменения. Более всего его стали волновать городские ансамбли бурно строящейся Москвы, высотные здания, вокзалы, пристани, каналы и парки столицы. Полотна художника отличаются теперь большей завершенностью, тщательностью рисунка и светлым колоритом, Его интересует раскрытие динамики жизни - бесконечно меняющееся состояние городского пейзажа, игра света и тени на домах, деревьях, воде. Темпераментно и красиво написанные в один сеанс, пейзажи эти свидетельствуют о новом восприятии художником окружающей жизни и природы, Морозов стал больше рисовать, добиваясь передачи в тональном карандашном рисунке световоздушной среды, всей полноты ощущения многообразной жизни столицы.

Яркий и темпераментный поэт природы, глубоко современный художник, искусство которого несет людям эстетическую радость познания красоты и силы природы - таким предстает на настоящей выставке Александр Иванович Морозов.


В.И. Костин. Каталог выставки А.И. Морозова. - М.: «Советский художник», 1978.


~ обложка ~ музей ~ мемуары ~ картины ~ статьи ~

Copyright © 2002 г. Музей народного художника России А.И. Морозова

Hosted by uCoz